Искусство Земер Пелед поражаюшее воображение
Zemer Peled’s artworks
Интересны и необычны работы художницы Земер Пелед. По идеи автора “живые” и органичные формы ее скульптур призваны демонстрировать одновременно красоту и брутальность окружающего мира. Они – воплощение в реальности гибридного видения физической материи и присутствия идеального.
Как же создается такая красота? Сначала влажная глина разглаживается валиком в тонкие листы. Затем каждый слой либо окрашивается и нарезается на узкие, похожие на перья полоски и обжигается. Либо сначала обжигается, а потом глазируется, очищается и разбивается на кусочки.
Полученные “осколки” становятся основными элементами поразительных форм. Пелед говорит, что таким образом не только в законченных работах, но и в процессе рождения произведений она пытается реализовать основополагающие идеи и принципы разрушения и обновления.
Со стороны может показаться что кругом царит хаос и неразбериха, но художница мастерски сочетает свободу выбора формы с интуицией и вниманием к деталям. Аккуратно соседствуя, осколки кажущиеся почти одинаковыми, удивительным образом выстраиваются в ритмичные характеры. Парадоксально: но все это видимое великолепие создается при помощи самых элементарных инструментов. “Молоток по-прежнему остается моим секретным оружием”, – признается Пелед. Иногда она разбивает свои предыдущие работы и использует осколки в качестве нового скульптурного материала.
Ее творческий стиль и язык в значительной степени определялся прежде всего ее идентичностью. Интерес к “осколкам” возник в детстве. Будучи ребенком она часто бывала в местах археологических раскопок в северной части Израиля. Здесь практически везде можно было копать землю и находить осколки древних керамических предметов и мозаик, рассказывающих историю этой земли. «Мои работы исследуют красоту и жестокость… отношения между внешним миром и внутренним пространством человека… Меня вдохновляет природа и окружающие пейзажи… Мне нравится играть с идеей текстуры, а форма может выглядеть воздушной, нежной, легкой и пушистой. Твердые и острые вблизи, осколки на расстоянии кажутся округлыми и движущимися, создающими ощущение мягкости», – рассказывает Земер.
«Слово «керамика» обычно ассоциируется с маленькими предметами, которые часто можно держать в руках», – говорит Пелед, – «Но меня интересуют большие объемные фигуры». Глядя на маленькую картинку, она мысленно увеличивает ее превращая в скульптуры огромных размеров. Интересно, что может почувствовать зритель находясь в гигантской сине-белой фарфоровой тарелке?
В последние годы ее работы были представлены в лондонском Sotheby’s, галерее Saatchi, музее Эрец Исраэль в Тель-Авиве, Orangerie du Senate в Париже и др.